РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия. Выделяются задания следующих видов:

  • коммуникативные игры (communication games);

  • коммуникативные имитации (communicative situations in role-plays and problem-solving);

  • свободное общение (socialisation).

Нужно отметить, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика (spoken grammar) допускает определённые отклонения от грамматики письменной речи.

Коммуникативно-ориентированное обучение ИЯ означает формирование у школьников коммуникативной компетенции (КК). Как ее составные могут быть выделены языковая, дискурсивная, разговорная, прагматическая (практическая), социально-лингвистическая, стратегическая, мыслительная компетенции (Л.Бахман).

На уроке ИЯ используется организованное ролевое общение. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных "жизненных" ситуаций. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределёнными ролями и межролевыми отношениями.

Наиболее простой является ролевая игра, для участия в которой школьники получают необходимые реплики. Их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.

Более сложной является ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнёр, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках ИЯ нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Примеры подобных заданий следующие:

  • line-up (учащиеся стремятся как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);

  • rounds (участники "круга" произносят каждый своё слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);

  • strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в "рассказе");

  • smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

  • merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

  • contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);

  • kind words (участники говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

  • reflection (участники пытаются представить, что о них думают другие школьники);

  • listening (кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);

  • politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

  • concessions (участники учатся уступать друг другу в споре);

  • respect (школьники говорят о своём уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами);

  • gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку);

  • rally (участники учатся обращаться к аудитории);

  • conflict (школьники учатся правильно реагировать на эмоциональную фразу партнёра).

Перечисленные и некоторые другие задания формируют у обучаемых необходимые социальные умения общения.

Для успешного проведения ролевых игр, детям необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений. Прежде чем ввести данный приём в учебный процесс, необходимо провести большую работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры необходимо сформировать эти навыки в условиях учебного процесса. Для достижения этих целей используются:

  1. а) упражнения на тренировку выражений этикетного характера;
    б) упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону.

  2. Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах в рамках предложенной ситуации.

  3. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работа проводится поэтапно:

  • чтение диалога по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие усвоению;

  • чтение диалога, с целью восстановить пропущенные реплики;

  • инсценировка диалога с воспроизведением реплик по ролям;

  • самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.

Работа с диалогическими единствами протекает более эффективно в том случае, если реплики снабжены зрительными опорами (картинками, схематическими рисунками, кроки, символами), указывающими на вид коммуникативного намерения.

Без "реальных" ситуаций общения невозможно научить учащихся общаться с носителями языка. Ролевая игра позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения, что делает ее неотъемлемой частью и оптимальным средством обучении ИЯ.

1. Упражнение в имитации.

Ролевая игра «Близнецы» («Twins»)

Задание первому партнеру. Вы участник школьной художественной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами.

Задание второму партеру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами.

I’m interested in opera.1 I’m interested in opera, too.

Примеры варьируемых элементов: 1 – opera and ballet, 2 – drama, 3 – comedy, 4 – tragedy, 5 – musical comedy, 6 – variety show, 7 – classical music, 8 – folk music, 9 – pop music.

2. Упражнение в подстановке.

Ролевая игра «Театралы» («Theatre-Goers»).

Задание первому партнеру (девочке): Вы – Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера.

Задание второму партнеру (мальчику): Вы Буратино. Скажите, в каком театре побывали вы на прошлой неделе.

I went to the Opera and Ballet Theatre yesterday.

And I went to the Puppet Theatre last week.

3. Упражнение на усвоение диалогических единиц, вопрос-ответ.

Ролевая игра «Интервью» («Interview»).

Задание первому партнеру: Вы репортер газеты «Культура». После спектакля побеседуйте с театральным критиком, выясните, понравилось ли ему представление. Задание второму партнеру: Вы известный театральный критик. Спектакль вам не очень понравился. Did you enjoy the ballet «Swan Lake» cing. - Not very much. I didn’t like the dan by Tchaikovsky?

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
В мире
Читаем классиков