ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Личностно-ориентированное
обучение (ЛОО)
– это такое обучение, которое во главу
угла ставит самобытность ребенка, его
самоценность, субъективность процесса
учения.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции
личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Особенности личностно-ориентированных технологий
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество
– это процесс, в результате которого
может быть создан продукт. Творчество
идет от самого человека, изнутри и
является выражением всего нашего
существования.
Личностно-ориентированные
технологии противостоят авторитарному,
обезличенному и обездушенному подходу
к ребенку в технологии традиционного
обучения, создают атмосферу любви,
заботы, сотрудничества, условия для
творчества и самоактуализации личности.
Методологические
основы организации личностно-ориентированного
урока
Личностно
ориентированный урок в отличие от
традиционного в первую очередь изменяет
тип взаимодействия «учитель-ученик».
От командного стиля педагог переходит
к сотрудничеству, ориентируясь на анализ
не столько результатов, сколько
процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика – от
прилежного исполнения к активному
творчеству, иным становится его мышление:
рефлексивным, то есть нацеленным на
результат. Меняется и характер
складывающихся на уроке отношений.
Главное
же в том, что учитель должен не только
давать знания, но и создавать оптимальные
условия для развития личности учащихся.
В
таблице представлены основные различия
между традиционным и личностно-ориентированным
уроком.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деятельность
учителя на уроке
с
личностно-ориентированной направленностью
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.
Виды
дидактического материала:
учебные тексты, карточки-задания,
дидактические тесты. Задания разрабатываются
по тематике, по уровню сложности, по
цели использования, по количестве
операций на основе разноуровневого
дифференцированного и индивидуального
подхода с учетов ведущего типа учебной
деятельности учащегося (познавательная,
коммуникативная, творческая). В основе
такого подхода лежит возможность оценки
по уровню достижения в овладении
знаниями, умениями, навыками. Учитель
распределяет карточки среди учеников,
зная их познавательные особенности и
возможности, и не только определяет
уровень овладения знаниями, но и учитывает
личностные особенности каждого ученика,
создавая оптимальные условия для его
развития путем предоставления выбора
форм и способов деятельности.
Технология
личностно-ориентированного обучения
предполагает специальное конструирование
учебного текста, дидактического и
методического материала к его
использованию, типов учебного диалога,
форм контроля за личностным развитием
ученика.
Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.