ИГРЫ и МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.
Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.
Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.
ИГРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).
проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.
СЕМИНАР-ДИСКУССИЯ
(групповая
дискуссия) образуется как процесс
диалогического общения участников, в
ходе которого происходит формирование
практического опыта совместного участия
в обсуждении и разрешении теоретических
и практических проблем.
На
семинаре-дискуссии подростки учатся
точно выражать свои мысли в докладах и
выступлениях, активно отстаивать свою
точку зрения, аргументировано возражать,
опровергать ошибочную позицию
одногруппника. В такой работе учащийся
получает возможность построения
собственной деятельности, что и
обусловливает высокий уровень его
интеллектуальной и личностной активности,
включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.
В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если учащийся назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподавателя по организации дискуссии: поручает кому-то из старшеклассников сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения, и т.д.
Оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.
Логик: выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотезы, и т.д.
Эксперт: оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло обучение участников дискуссии, и т.д.
Преподаватель может ввести в дискуссию любую ролевую позицию, если это оправдано целями и содержанием семинара. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число студентов получили соответствующий опыт.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» —это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди учеников, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между педагогами и учениками.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. ДИСКУССИЯ (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
подготовка (информированность и компетентность) ученика по предложенной проблеме;
семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
корректность поведения участников;
умение учителя проводить дискуссию.
Правильно организованная дискуссия проходит в три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.
На первой стадии учащиеся адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед учителем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:
Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.
2. Провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого ученика или использовать метод «интервьюирования», который заключается в том, что учащиеся разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной (не более 5 минут), направленной беседы.
3.
Создать необходимую мотивацию, т.е.
изложить проблему, показать ее значимость,
выявить в ней нерешенные и противоречивые
вопросы, определить ожидаемый результат
(решение).
4.
Установить регламент дискуссии, а
точнее, регламент выступлений
5.
Сформулировать правила ведения дискуссии,
основное из которых — выступить
должен каждый. Кроме
того, необходимо: внимательно
выслушивать выступающего, не перебивать,
аргументированно подтверждать свою
позицию, не повторяться, не допускать
личной конфронтации, сохранять
беспристрастность, не оценивать
выступающих, не выслушав до конца и не
поняв позицию.
6.
Создать доброжелательную атмосферу, а
также положительный эмоциональный
фон. Здесь преподавателю могут помочь
персонифицированные обращения к
ученикам, динамичное ведение беседы,
использование мимики и жестов, и, конечно,
улыбки. Следует помнить, что основой
любого активного метода обучения
является бесконфликтность!
7.
Добиться однозначного семантического
понимания терминов, понятий и т.п.
Для этого с помощью вопросов и ответов
следует уточнить понятийный аппарат,
рабочие определения изучаемой темы.
Систематическое уточнение понятийного
аппарата сформирует у учеников установку,
привычку оперировать только хорошо
понятными терминами, не употреблять
малопонятные слова, систематически
пользоваться справочной литературой.
Вторая
стадия
— стадия
оценки —
обычно
предполагает ситуацию сопоставления,
конфронтации и даже конфликта идей,
который в случае, неумелого руководства
дискуссией может перерасти в конфликт
личностей. На этой стадии перед педагогом
(организатором «круглого стола»)
ставятся следующие задачи:
1.
Начать обмен мнениями, что предполагает
предоставление слова конкретным
участникам. Преподавателю не рекомендуется
брать слово первым.
2.
Собрать максимум мнений, идей, предложений.
Для этого необходимо активизировать
каждого ученика. Выступая со своим
мнением, ученик может сразу внести свои
предложения, а может сначала просто
выступить, а позже сформулировать свои
предложения.
3.
Не уходить от темы, что требует некоторой
твердости организатора, а иногда
даже авторитарности. Следует тактично
останавливать отклоняющихся, направляя
их в заданное «русло».
4.
Поддерживать высокий уровень активности
всех участников. Не допускать чрезмерной
активности одних за счет других,
соблюдать регламент, останавливать
затянувшиеся монологи, подключать к
разговору всех присутствующих
школьников.
5.
Оперативно проводить анализ высказанных
идей, мнений, позиций, предложений перед
тем, как переходить к следующему витку
дискуссии. Такой анализ, предварительные
выводы или резюме целесообразно
делать через определенные интервалы
(каждые 10—15 минут), подводя при этом
промежуточные итоги. Подведение
промежуточных итогов очень полезно
поручать учащимся, предлагая им временную
роль ведущего.
Третья
стадия —
стадия
консолидации —
предполагает
выработку определенных единых или
компромиссных мнений, позиций, решений.
На этом этапе осуществляется контролирующая
функция занятия. Задачи, которые
должен решить преподаватель, можно
сформулировать следующим образом:
1.
Проанализировать и оценить проведенную
дискуссию, подвести итоги, результаты.
Для этого надо сопоставить сформулированную
в начале дискуссии цель с полученными
результатами, сделать выводы, вынести
решения, оценить результаты, выявить
их положительные и отрицательные
стороны.
2.
Помочь участникам дискуссии прийти к
согласованному мнению, чего можно
достичь путем внимательного выслушивания
различных толкований, поиска общих
тенденций для принятия решений.
3.
Принять групповое решение совместно с
участниками. При этом следует подчеркнуть
важность разнообразных позиций и
подходов.
4.
В заключительном слове подвести группу
к конструктивным выводам, имеющим
познавательное и практическое значение.
5.
Добиться чувства удовлетворения у
большинства участников, т.е. поблагодарить
всех студентов за активную работу,
выделить тех, кто помог в решении
проблемы.
При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего учителя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми педагог (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:
высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;
коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие педагогу найти подход к каждому ученику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учеников, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
быстрота реакции;
способность лидировать;
умение вести диалог;
прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
умение анализировать и корректировать ход дискуссии;
умение владеть собой
умение быть объективным.
Составной частью любой дискуссии являетс процедура вопросов и ответов.Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».
С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:
Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».
Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.
С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.
Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.
С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.
В
дискуссии предпочтительнее использовать
простые вопросы, так как они не несут в
себе двусмысленности, на них легко дать
ясный и точный ответ. Если ученик задает
сложные вопросы, целесообразно
попросить его разделить свой вопрос на
несколько простых. Ответы на вопросы
могут быть: точными и неточными, верными
и ошибочными, позитивными (желание или
попытка ответить) и негативными
(прямой или косвенный уход от ответа),
прямыми и косвенными, односложными и
многосложными, краткими и развернутыми,
определенными (не допускающий различного
толкования) и неопределенными (допускающими
различное толкование).
МОЗГОВОЙ ШТУРМ (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
творческое усвоение учащимися учебного материала;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимисякак учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
подбор вопросов для разминки;
разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
Методика организации и проведения мозгового штурма
Организационный этап проводится с одной группой. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.
В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.
После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.
Формировать рабочие группу целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.
Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы ученики могли видеть друг друга.
На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут.
Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только ученики начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, преподаватель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.
Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам учеников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.
Время разминки — 15—20 минут.
В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.
Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и оживления в аудитории — непринужденность обстановки способствует активизации мысли.
Преподавателю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), он в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.
Время основной сессии — 10—15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учащихся, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».
На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Преподаватель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.
Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.
По времени заключительный этап самый продолжительный (10— 15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.
Как
правило, мозговой штурм проходит очень
продуктивно и дает хорошие результаты.
В случае неудачи педагогу не следует
скоропалительно отказываться от
этой формы работы, а нужно еще раз
тщательно проанализировать подготовку
к занятию и весь его ход, постараться
найти причины неудачи, ликвидировать
их, и в будущем его ждет успех.
ДЕЛОВАЯ ИГРА — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен, урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозмо