ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Здоровье не всё, но без здоровья – ничто. 

Сократ.

Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших зарубежных коллег на педагогических сайтах в Интернете. Организация уроков обучения второму языку проходит с привлечением большого количества active songs and games, fingerplays, role plays, chants. Мы считаем целесообразным процитировать их мнение о вышеперечисленных видах учебной деятельности:

    When children repeat fingerplays and rhymes, they are learning and practicing many important language skills: building vocabulary, rhyming, rhythm, memory, matching words with actions - just to name a few. Verses can also help develop children's muscle coordination and listening skills as well as strengthen children's understanding of concepts such as counting, colors, and spatial positioning (up, down, behind, etc.). In this collection, we have included fingerplays with a variety of concepts and movements. We have also included some suggestions for related activities. Children learn best when they can experience or practice new concepts in several different ways. We hope these fingerplays and verses will become favorite ( http://www.nncc.org/Literacy/fingplus.html).

Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой.

  • Смена видов активности,

  • включение игровой деятельности,

  • стимулирование творческого отношения к теме урока,

  • наличие соревновательных моментов

повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.

Однако реализовать модель урока с активной динамической нагрузкой в условиях современной общеобразовательной школы в полном объёме практически нереально. Причины: государственные программы, регламентирующие учебный материал, сложившийся стереотип поведения учителя, количество учебных часов по предмету. Но можно попытаться частично позаимствовать опыт иностранных коллег и по мере возможности использовать инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационных методик для реализации образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз, учитывая специфические особенности отечественного образования.

Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:

  • положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

  • самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);

  • гимнастика:

  • пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),

  • дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей),

  • для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям);

  • физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);

  • смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);

  • игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);

  • оптимальный темп ведения урока;

  • подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);

  • нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;

  • чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;

  • нетрадиционная система опроса;

  • музыкальное сопровождение;

  • групповой метод обучения.

     Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения языку.

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
В мире
Читаем классиков